Поиск
Меню сайта
История бригады
Фотоальбомы
Категории раздела
История 278-ой бригады [8]
Воспоминания сослуживцев [17]
Статьи об Афгане [2]
Художественная литература [8]
Стихи о войне [13]
Авторский раздел Ловерова И.А. [4]
Пресса о наших однополчанах [19]
Наши друзья

Главная » Статьи » Художественная литература

Моторин В.Я. "Сага о Саланге"






Так что же такое перевал Саланг? Афганистан — 3500 метров над уровнем моря. В стране, где нет железных дорог, где автомобиль да верблюд привозят людям всё: от иголки до самого необходимого, где столица страны была связана с СССР одной единственной автотрассой Кабул-Термез, в такой стране, как Афганистан, значение этой дороги не просто велико — это дорога жизни.
Но встал на пути трассы Гиндукуш, и в самой высокой точке дороги решили пробить гору: прорыли, продолбили — и возник тоннель, длиной вместе с галереями около 3 км.
Ширина проезжей части тоннеля 6 метров, инженеры в то время не учли, что количество большегрузных автомобилей будет расти и расти. И однажды сыграет злую шутку с афганскими водителями и шурави.
Строили его в далекие 1958- 62 гг. Советский Союз оказывал помощь специалистами и техникой. Страной в то время управлял кроль Дауд. Стройка была грандиозной, настоящей стройкой дружбы двух таких разных стран и народов.
Перевал Саланг. Закрываю глаза и вновь встают передо мной вереницы машин: то серебристые «наливашки», то разукрашенные, как новогодние ёлки, «бурбухайки», КАМАЗы с военными грузами. Все спешат — в 18.00 тоннель закрывают, движение прекращается до шести утра.
Вот диспетчерский пункт «Южный». Дальше, по совершенно пустому ночному тоннелю всё в гору и в гору. Мелькнула зеленая лампочка — самая высокая точка тоннеля, дальше под уклон пошла дорога. Кончился тоннель, и мы останавливаемся у диспетчерского пункта «Северный». ДП-200.
Командир мотострелкового батальона принимает под свою ответственность охрану и оборону тоннеля до утра, а затем командир дорожно-комендантского батальона берет в свои руки бразды правления по его эксплуатации в дневное время. Но так было не всегда.
До весны 1982 года движение по дороге Кабул-Термез совершалось через перевал Саланг в совместных афганских и советских автомобильных колоннах. Совершались нападения, подрывы, обстрелы. 40-я армия вела боевые действия. Поток грузов возрастал и возрастал, и вот однажды в центре тоннеля произошло ДТП. Столкнулись встречные афганские машины и советский КАМАЗ. Очередь из работающих машин все росла и росла. Угарный газ в замкнутом пространстве тоннеля делал свое смертельное дело. Много тогда погибло афганцев и наших воинов.
Командование 40-ой армии решило навести порядок на перевале Саланг. Ответственность за порядок на дороге и сам тоннель возложили на оперативную группу офицеров штаба 40-ой армии, мотострелковый батальон — по охране и обороне, за поддержание тоннеля в рабочем состоянии — дорожно-комендантскую бригаду и её батальон. Здесь же расположились «трубачи», трубопроводный батальон — ведь от советской границы вдоль дороги были проложены две трубы диаметром 110 мм, по которым тек рекой керосин для вертушек. Они тоже проходили внутри тоннеля.
Зона ответственности этих сил была немаленькой: подъем до КП-200 «Северный» 25 км, тоннель-спуск — 25 км. Все эти силы были сосредоточены к концу 82 года. Обстановка в ДРА накалялась.
Для улучшения пропускной способности тоннеля и дороги с севера и юга от него оборудовали места стоянки, досмотра и ночевки советских и афганских колонн. Колонны стали проходить тоннель не одновременно, а только в одном направлении. В субботу и воскресенье — движение только на Кабул, до КП «теплый Стан». Понедельник — движение только на север, к советской границе. Сразу почувствовался порядок. Пропускная способность тоннеля до 1200-1500 машин в сутки.
Не уходит из памяти обелиск на Саланге: красная звездочка, крылья из жести — эмблема автомобилистов в честь наших водителей.
Черная скала на подходе к тоннелю. Здесь часто душманы нападают на колонны. Справа, вдоль реки, горной красавицы реки, которая тоже зовется Саланг, валяются остовы автомобилей, груда обожженного ржавеющего металла. Так удивительно красива дорога: надвигающиеся на нас скалы, бурная река, перекинутые через неё бесчисленные мосты и белые вершины в ярко-голубом просторе. 


На Саланге.

Восходящее солнце вдали освещает вершины,
И становятся розово-красными сразу они.
Снова вверх на Саланге ползут, надрываясь машины,
Увозя чью-то юность в военные трудные дни. 


В лобовое стекло навалился, свирепствуя ветер.
И за тем поворотом — обрыва ощерилась пасть,
Ничего нет дороже в израненном том рассвете
Кроме сердца машины — чтоб в этот оскал не попасть. 


Вроде нет тут засад, только ветер в расщелинах стонет.
Мы с КамАЗом в колонне но все ж беззащитно одни.
Я ему доверяю на этом обрывистом склоне. —
Словно друга глаза габаритные эти огни. 


Мне навечно дороги запомнятся горькие эти.
Я тому, что жива, благодарна военной судьбе.
Но потери друзей на душе, как осколков отметины.
Все чего не успели они, поручаю себе.


Стремясь свести к минимуму потери 40-ой армии в Афганистане, Министерство Обороны СССР, командование ТуркВО и 40-ой армии вышло с предложение в Совет министров СССР: установить освещение, вентиляцию и телевизионное сопровождение-контроль за движением в тоннеле.
Ценой больших усилий и затрат, не сразу, благодаря ударной работе сотен наших специалистов были изготовлены, а затем по частям доставлены в горы на высоту 3500 метров и установлены на подготовленную площадку два дизель-генератора. Габариты каждого — пассажирский вагон, а вес — намного больше. Для подачи электричества к тоннелю, его вентиляции и освещению 500-ваттными лампами.
И вот в сентябре 1986 года корреспондент Лещинский в новостях оповестил мир об очередном подарке, сделанном СССР дружественному Афганистану.
«Афганский народ всегда будет помнить советских воинов-интернационалистов, пришедших к нему на помощь в трудную минуту не объявленной войны. От отца к сыну, от сына к внуку будут передаваться рассказы о вашем мужестве, стойкости, добром отношении к людям» — говорилось в приветствии Президента Республики Афганистан Наджибуллы воинам-интернационалистам, возвращавшимся на Родину.
После вывода советских войск Наджибулла продержался еще три года, до апреля 1992 г. Перевал Саланг работал на Афганистан.
Но времена поменялись быстро. Недавно увиденный репортаж из Афганистана навел на грустные мысли. После отступления талибы взорвали тоннель и заминировали перевал Саланг.
Сегодня нет автомобильного движения по перевалу, по тоннелю Саланг. Только ветер гудит среди скал, и снег заваливает зимой безжизненную дорогу.

Майор запас В.Моторин.
Г.Волгоград.
2009 г.


Категория: Художественная литература | Добавил: Djabal1367 (02.05.2013)
Просмотров: 2261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Помянем, третим...
салам, шурави...
Вторник
22.10.2019



Логин:
Пароль:
мини-чат
Почта@278-odkbr.ru
Логин:
Пароль:

(что это)
онлайн плеер
Кто в строю

В строю: 1
Залётных: 1
Пользователей: 0
Verification: 4675b3c0b23e6b08